Промышленные задвижки: устройство, принцип работы и конструкция

Промышленные задвижки: устройство, принцип работы и конструкция

Задвижка – одна из популярнейших устройств, применяющихся в трубопроводной  арматуре. Задвижка относится к подразделу запорной арматуры, хотя и позволяет регулировать поток среды.

Конструктивной особенностью этого устройства является ее поступательное движение затвора по направляющим корпуса, которое происходит в плоскости, размещенной под прямым углом по отношению к трубопроводу. Различают изделия с выдвижным и невыдвижным штоком, принцип работы обеих существенно отличается. В задвижках с выдвижным штоком происходит образование рабочей среды таким образом, что маховик задвижки может свободно вращаться вокруг осей: своей собственной и оси штока. В продукции с невыдвижным штоком вращение маховика и штока обращается в поступательное перемещение затвора.

Кроме этих различительных особенностей, запорные устройства классифицируют непосредственно по конструкции самого затвора.

Шиберные задвижки, которые также называются ножевыми, используют преимущественно в густых и вязких средах, они имеют межфланцевый тип соединения, что существенно отличает их ценой от других задвижек, потому что в данном типе задвижек присутствует наименее низкая металлическая емкость. К минусам шиберных задвижек можно отнести то, что используют их только в трубопроводах с низким давлением, как правило, не превышающем 16-ти  атмосфер.

Двухдисковые параллельные задвижки имеют только фланцевый тип соединения, могут быть как с выдвижным, так и с невыдвижным штоком, плюсом является использование уплотнение типа металл-металл, за счет чего достигается абсолютная плотность перекрытия рабочей среды. К наиболее распространенным параллельным типам устройств можно отнести задвижку 30ч6бр, которая до сих пор используется в качестве основной отечественной арматуры, хотя и немного начала сдавать свои позиции шаровым кранам.

Клиновые задвижки имеют невыдвижной шток, могут быть также с обрезиненным клином и иметь уплотнение, как только металл, так и металл-резина. Клиновые задвижки бывают не только фланцевые, но и муфтовые (наиболее распространены латунные резьбовые). Клиновые задвижки широко распространены в бытовой арматуре, в системах с высокими диапазонами температур и большим разбросом условных давлений.

Нередко можно встретить классификацию запорно-регулирующих механизмов не по вышеописанным принципам, а по материалу (как правило, материалу корпуса) – сталь или чугун. Также задвижки могут различать по устройству управления – ручное или с редуктором, а также с электроприводом ( особенно в больших диаметрах).